Это интересно

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное  произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности,
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамма­тической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизмене­ния,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнитель­ных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки),
  • профилактика нарушений письма и чтения.

 

Кто такой учитель-дефектолог?

Современный учитель-дефектолог — это интеллигентный и разносторонне развитый человек. В сфере умственного труда он искусный мастер.

 

Что может учитель-дефектолог? Кто он такой?

 

Во-первых, он учитель, он педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни.

 

Во-вторых, в профессии учителя-дефектолога присутствует милосердие медицины. Современный учитель-дефектолог врачует речь и тонко влияет на психические процессы. Он обладает медицинскими знаниями и , как указано в дипломе, может работать не только в образовательных, но и в лечебных учреждениях.

 

В третьих, современный учитель-дефектолог владеет секретами психологии, ибо неоспорима взаимосвязь речи, интеллекта и психических процессов. По роду своей профессии учитель-дефектолог не может не быть знатоком человеческой психологии. Ведь порой разборчивость речи ребенка, его интеллект так сильно нарушены, что его не понимают окружающие. Учителю-дефектологу приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка «всяческих речевых и интеллектуальных нарушений» на понятный нам всем язык.

 

Еще современный учитель-дефектолог напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит и использует в работе множество книг, и полезную информацию всегда порекомендует родителям воспитанников, а специальную литературу коллегам-педагогам.

 

Речь сродни музыке, чувства и идеи которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Как и музыкант, современный учитель-дефектолог обладает прекрасным слухом. Логоритмические занятия, где сочетаются речь, ритм, музыка, занимают важное место в коррекционной работе.

 

Современный учитель-дефектолог часто становится поэтом и писателем, самовыражаясь в своей профессии. Стихи рассказы собственного сочинения приходят на помощь в работе многим коллегам. Самые передовые учителя-дефектологи делятся своим опытом с другими, освещая его в журналистских статьях и книгах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно- на собраниях, совещаниях, консультациях. Создавая, организуя и проводя первое показательное занятие , учитель-дефектолог сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера.

 

Художественные наклонности учителя-дефектолога проявляются при создании пособий, оформлении разнообразных проектов, т.е. становится художником-оформителем, художником-фотографом..

 

Использование проектной деятельности в дефектологии делает ее схожей с архитектурой. Созидательность – основа как профессии архитектора, так и профессия учителя-дефектолога. Архитектор творит, создает или перестраивает здания последовательно, системно, тщательно. Так же и учитель-дефектолог реконструирует недостатки. Надстраивает правильные уровни, совершенствуя воспитанников.

 

Современный учитель-дефектолог современен во всем, ему подвластны разные технические средства :диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер. Вот эти строки, например, вы читаете благодаря компьютеру и , конечно же, благодаря моему большому уважению к профессии учителя-дефектолога.

 

Любя эту профессию, мне захотелось поразмышлять о ее многогранности и поделиться с вами своими мыслями. Желаю всем коллегам быть достойными представителями интеллигенции, раскрыть свои лучшие стороны в столь интересной и нужной обществу профессии, конечно, идти в ногу со временем, быть современным учителем-дефектологом.

Л.Я. Радкевич

поделиться в:

Интернет-ресурсы: