Инновационный проект 2019 - 2022

Модель допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования

Данная модель применялась в ходе реализации инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» в 2019-2022 годах.

Консультанты проекта:

  • Жук Александр Иванович, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор
  • Позняк Александра Валентиновна, проректор по научной работе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, профессор

Работа в рамках проекта велась по трем направлениям: с учащимися, педагогами, родителями.

Опыт могут использовать педагоги, обеспечивающие допрофильную педагогическую подготовку учащихся на II ступени общего среднего образования.

свернуть

Описание модели

Модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования включает

 - целевой (цель и задачи)

-  нормативный (принципы)

-  содержательный (содержание и этапы)

- организационный (формы, методы, технологии)  

- оценочный (диагностика эффективности) блоки

Целевой блок

     Цель допрофильной педагогической подготовки учащихся: подготовка учащихся II ступени общего среднего образования к осознанному выбору педагогического профиля профессиональной деятельности и адаптация к обучению в профильных классах педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.

Задачи:

1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности и стимулирование их познавательной активности в процессе допрофильной педагогической подготовки.

2. Выявление и развитие у учащихся профессиональных склонностей и способностей, лежащих в основе педагогической деятельности.

3. Воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности  как социально равноценным.

 4. Развитие способности к управлению собственным процессом обучения и прогнозированию индивидуальной образовательной траектории дальнейшего обучения в соответствии с личными склонностями, потребностями и интересами в профессионально-педагогической сфере.

Нормативный блок

Принципы:

1. Принцип преемственности в реализации образовательных программ допрофильного и профильного обучения, обеспечивающий координированность и согласованность содержания педагогической подготовки учащихся на II и III ступенях общего среднего образования.

2. Принцип вариативности, предполагающий предоставление образовательным учреждениям различных моделей содержательного и технологического наполнения допрофильной педагогической подготовки в  соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.

3. Принцип включенности всех субъектов образовательного процесса в решение задач допрофильной педагогической подготовки (учащиеся, педагоги школ, преподаватели вуза, родители, классные руководители).

4. Принцип сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений, осуществляющих допрофильную педагогическую подготовку (с привлечением посреднической функции вуза).

Содержательный блок

Содержание и этапы:

I этап (образовательный процесс в V- VII классах)

Деятельность направлена на развитие у учащихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального педагогического опыта

В рамках первого этапа организуются факультативные занятия «Учись учиться» (V класс), «Познай себя» (VI класс), объединение дополнительного  образования «Семейная педагогика» (VII класс), а также активное участие во внеклассных мероприятиях профориентационной и общекоммуникационной направленности. На данном этапе возможно прохождение первых профессиональных проб (волонтерский педагогический отряд, шефская работа с младшими школьниками, самоуправление)

II этап (образовательный процесс в VIII-IX классах)

Деятельность направлена на более углубленное формирование знаний о сущности педагогической профессии и возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, а также на развитие способностей, детерминирующих успешность дальнейшего обучения в профильных педагогических классах. Учащиеся получают более богатый опыт педагогической и исследовательской педагогической деятельности на данном этапе, который становится составной частью их портфолио, и продолжают освоение программ объединений дополнительного образования: «Педагогические роли учителя» (VIII класс), «Искусство практического человековедения» (IX класс). Поскольку на данном этапе формируется умение соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к педагогическим специальностям, в системе допрофильной подготовки будет работать педагог-психолог, который посредством анкетирования, индивидуального собеседования, тренингов и других мероприятий максимально эффективно решит поставленную задачу. Освоение первичного педагогического опыта будет происходить посредством вовлечения учащихся в социально значимую деятельность, поощрение их личностных достижений. Привлечение к реализации этого направления учащихся педагогических классов под руководством социального педагога, педагога-организатора позволит подросткам ощутить свою востребованность и значимость, будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, так важных будущему педагогу

Организационный блок модели допрофильной педагогической подготовки учащихся включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися, с педагогами, с родителями. Среди них информационно-справочные, просветительские методы, диагностические методы, игровые методы, методы активного обучения, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии. Основной акцент делается на педагогических пробах и методах контекстного обучения.

Оценочный блок модели строится на основе диагностик обучения, воспитания и развития учащихся и обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность деятельности.

свернуть

Критерии и показатели эффективности внедрения модели

Критериями и показателями эффективного внедрения модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования являются

мотивационные: высокая степень удовлетворенности результатами внедрения модели допрофильной подготовки со стороны ее субъектов (администрации, учителей, учащихся, родителей)

организационные: высокий процент учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку, поступивших в профильные педагогические классы

-  личностные:

- высокий уровень сформированности социально-личностных компетенций учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку

- высокая степень сформированности первичных профессиональных педагогических компетенций учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку

- положительная динамика показателей инновационной компетентности педагогов, осуществлявших допрофильную педагогическую подготовку

 

свернуть

Список литературы

1. Глинский, А.А. Инновационная площадка как ресурс развития педагогического коллектива / А.А.Глинский, В.В.Позняков // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №12. – С.17 – 23. 

2.Гребенюк, О.С, Гребешок, Т.Б. Введение в деятельность педагога-исследователя. Научно-методическое пособие / О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребешок – Калининград, 1998. – 55 с. 

3.Дзюбенко, С.В. Модель развития исследовательской компетентности учителей-инноваторов в общеобразовательном учреждении: оценка эффективности её реализации / С.В.Дзюбенко // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №4. – С.9 – 16. 

4. Димова, И. Метапредметный подход. Что это такое? / И. Димова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64. – Дата доступа: 09.11.2017.

5. Добриневская, А.И. Основные направления инновационной деятельности в образовательной сфере Республики Беларусь / А.И. Добриневская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alib.academy.edu.by/apo/publications/KuA_3_2009_Dobrinevskaya.pdf. - Дата доступа: 23.01.2019.

6.Добриневская, А.И. Как найти инновационную идею / А.И.Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – №3. – С.25 – 29. 

7. Профориентационная игра как средство активизации профессионального самоопределения обучающихся/ сост. Г.И.Юшкевич; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. обл. ин-т развития образования, 2017. – 55с.

8. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии: Учебно-методическое пособие для практических психологов системы образования. — 2-е издание.¾ Минск, 2001. — 217 с.

9. Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учебно-методический комплекс / С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. ‑ Гродно: ГрГУ, 2009. ‑ 324 с.

10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. М , 1997.

11. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.ЛПедагогические задачи и их решения. М.; Кострома, 1991. 

12. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. ‑ Ростов н/Д: Феникс, 2003. ‑ 544 с. 

13. Титовец, Т.Е. Допрофильная педагогическая подготовка учащихся: от идеи к реализации / Т.Е. Титовец, Ю.Н.Егорова, А.В. Позняк // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – №3.- С.13-18.

14. Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). — В 2-х ч. — М., 1991. — Ч.I −155 с.; Ч.II. — 183 с.

15. Тубельский, А.Н. Трансформация педагогической деятельности: от традиционного обучения к продуктивному // Школьные технологии. – 1999. - №9

16. Тубельский, А.Н. Школа самоопределения. Шаг второй/ А.Н. Тубельский. АО «Политекст». - 1994

17. Организация профессиональных проб в общеобразовательной школе: методические рекомендации. / Ж.П. Черкасова, Н.А. Баева, Н.С. Косотурова [и др.] – Черемхово, 2017. – 83 с.

18. Учитель, который работает не так / Под ред. А.Н. Тубельского, М., 1996

19. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.

20. Отбор в профильные классы. Развивающая профдиагностика для 8-9 классов «Выбираю профиль»: методическое пособие/ Г.И.Юшкевич, Л.М.Лазарашвили. – Минск: Зорны Верасок, 2015 – 100 с.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: