Работа с одаренными учащимися

Упражнение «Пирамида одаренности»

Постройте на бумаге пирамиду одаренности, выбирая составляющие из перечисленных и располагая их в той последовательности, в которой, как Вам кажется, они не­обходимы.

Озвучьте свои варианты и ответьте на вопросы других групп.

 

Перечень:

  1. творческое мышление,
  2. воля,
  3. настойчивость,
  4. целе­устремленность,
  5. инициативность,
  6. дисциплинированность,
  7. само­обладание,
  8. умение сотрудничать,
  9. мотивация к достижению цели,
  10. самостоятельность,
  11. уверенность в себе,
  12. приятные внешние дан­ные,
  13. голос,
  14. хорошо развитая моторика рук,
  15. хорошо развитая ко­ординация движений,
  16. пластичность,
  17. внимание,
  18. память,
  19. логическое мышление,
  20. ответственность,
  21. умение доводить дело до конца,
  22. ин­теллектуальная зрелость (гибкость мышления, динамичность, широта ума, образность).
свернуть

ПРОГРАММА «Одаренные и высокомотивированные учащиеся» (2022-2024)

 

  1. Пояснительная записка

          Проблема  развития интеллектуально-творческого потенциала личности занимает приоритетное место в современном мире, является одной из основных образовательных задач. Обучение и воспитание одаренных детей в педагогической теории и практике в настоящее время стало приоритетным направлением, имеющим статус социально значимого, обеспечивающего общество ресурсами экономического роста, высокого качества жизни, и требует перестройки жизнедеятельности школы, перехода «от всех к каждому», подготовки учителя к работе с высокомотивированными и способными учащимися. 

          В нашей стране данная проблема приобрела статус государственной политики. Указом Президента Республики Беларусь учрежден специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, Советом фонда разработан и реализуется ряд государственных программ поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи.  

          Опыт и практика показывают, что работа по развитию детской одаренности будет успешной, если она будет иметь целенаправленный и  системный характер, учитывать все возможности и направления развития интеллектуального и духовного потенциала личности,  а также при условии  объединения усилий  всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, учреждения дополнительного образования, общественных  организаций.

          Актуальной задачей является создание специальных образовательных программ, помогающих раскрытию и реализации способностей одаренных детей.

          Настоящая программа призвана обеспечить планомерность и систематичность  процесса  развития и поддержки одаренных учащихся в учреждении образования.

 

  1. Цель, задачи программы

Цель программы - создание оптимальных условий, способствующих интеллектуальному, нравственному и физическому развитию одаренных детей.

Задачи:

- выявлять высокомотивированных и способных  учащихся;

-  разработать  и осуществить комплекс мероприятий, направленных на развитие и саморазвитие выявления высокомотивированных и способных  учащихся;

- оказывать социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение высокомотивированных и способных  учащихся;

- оказывать  своевременную информационную, и  методическую  помощь учителям, работающим с высокомотивированными и способными  учащимися;

- совершенствовать систему стимулирования учащихся, имеющих высокие достижения в интеллектуальной деятельности, а также педагогических работников, успешно работающих с одаренными и высокомотивированными  учащимися;

- обобщать и распространять опыт педагогов, достигших высоких показателей в работе с  одаренными и высокомотивированными  учащимися.

 

3.Актуальность программы

          При определении стратегии программы «Одаренные и высокомотивированные учащиеся» мы рассматриваем одаренность как своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Следовательно, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Основными составляющими одаренности, согласно теории Дж. Рензулли,  являются

- интеллектуальные способности выше среднего;

- повышенная мотивация;

- высокий уровень креативности.

          Высокий уровень развития хотя бы одного из этих компонентов дает возможность оценивать ребенка как одаренного и соответственно строить индивидуальную работу с ним. 

          В ходе изучения феномена детской одаренности учеными была установлена различная степень проявления способностей – от просто повышенной готовности к обучению до особой одаренности. Выяснилось, что  необычайно одаренные дети – самый настоящий эксклюзив творения и встречаются 1 на 3 миллиона, исключительно одаренные дети – тоже достаточно редкое явление: 1 на 30 000, высоко- одаренный ребенок – 1 из 1000, умеренно одаренный ребенок – 1 из 50.

          Задача педагогов нашего учреждения образования: вовремя выявить учащихся с повышенной мотивацией к обучению, организовать системную работу с ними и предоставить весь арсенал образовательных услуг.

 

  1. Принципы работы

          В работе с одаренными учащимися педагогический коллектив руководствуется следующими  принципами:

- гуманизм (признание потенциальной одаренности каждого ребенка);

- демократизм (развитие одаренных детей независимо от места их проживания и доходов семьи);

- научность;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- системность;

- интеграция интеллектуального, нравственного и физического развития;

- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

 

  1. Организационное и функциональное обеспечение программы

5.1. Права и функции директора учреждения образования в аспекте реализации программы:

- общее руководство реализации программы;

- обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

5.2. Функции заместителей директора по учебной  работе:

- корректировка программы;

- организации работы факультативов, объединений по интересам, секций, клубов;

- оказание методической помощи учителям в разработке индивидуальных планов работы с одаренными детьми;

- мониторинг результативности работы с высокомотивированными и способными  учащимися;

- анализ и обобщение результатов реализации программы;

- освещение в средствах массовой информации результатов работы с высокомотивированными и способными  учащимися.

5.3. Функции методических объединений:

- создание банка олимпиадных и творческих заданий, заданий повышенного уровня для высокомотивированных и способных  учащихся;

- организация научно-исследовательской деятельности в своей образовательной области;

- обобщение и систематизация результатов работы с высокомотивированными и способными  учащимися.

5.4. Функциональные обязанности учителей, работающих с высокомотивированными  и способными  учащимися:

- разработка и корректировка  индивидуальных планов работы с высокомотивированными  и способными  учащимися;

- организация и проведение занятий с высокомотивированными  и способными  учащимися;

- подготовка учащихся к конкурсным соревнованиям различного уровня;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с высокомотивированными  и способными  учащимися;

5.5. Социально-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение реализации программы:

-  создание и постоянное обновление банка диагностических методик по определению способностей и склонностей высокомотивированных  и способных  учащихся;

- создание и постоянное обновление базы данных одаренных учащихся;

- создание благоприятного психолого-педагогического пространства;

- формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);

- оказание методической помощи педагогам по вопросам особенностей работы с одаренными учащимися;

- организация просветительской и консультационной работы с родителями одаренных и высокомотивированных  учащихся.

 

  1. Материально-техническое обеспечение программы

- пополнение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, пополнение медиатеки;

- корректировка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными учащимися.

  1. Условия успешной работы с высокомотивированными  и способными  учащимися 

          Основными условиями создания оптимальной системы работы с высокомотивированными  и способными  учащимися являются:   

- осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения образования;

- постоянное совершенствование методической системы работы с высокомотивированными  и способными  учащимися;

- совершенствование образовательного  процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся за счет внедрения эффективных педагогических технологий и методик;

- акцент в  воспитании на индивидуальность ребенка;

- создание ситуации успеха и уверенности.

  1. Кадровое обеспечение

          Включение в работу с высокомотивированными  и способными  учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

- высокий уровень знания предмета;

- высокий уровень интеллектуального и духовного развития,

- общая эрудиция;

- знание педагогики, общей и возрастной психологии;

- владение информационными технологиями;

 - высокая коммуникативная культура;

- способность к исследовательской и творческой деятельности;

- наличие организаторских способностей;

- стремление к  непрерывному самообразованию и самосовершенствованию.

  1. Ожидаемые результаты

-  своевременное выявление потенциальных способностей  одаренных учащихся и обеспечение их развития;

-  формирование школьного банка данных по различным направлениям работы с высокомотивированными  и способными  учащимися;

- создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения  работы с высокомотивированными  и способными  учащимися;

- внедрение в образовательный процесс продуктивных технологий и методик;

- организация научного общества учащихся;

- повышение компетентности учителей в вопросах организации  работы с высокомотивированными  и способными  учащимися;

- формирование положительного общественного мнения о работе учреждения образования.

свернуть

План работы с одаренными детьми на 2023/2024 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Входная диагностика развития учащихся, пополнение банка данных высокомотивированных и интеллектуально одаренных учащихся школы

Сентябрь

2023

Учителя–предметники, классные руководители, Матылевич А.А., педагог-психолог

2

Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей

Сентябрь

2023

Учителя–предметники, классные руководители, Матылевич А.А.,

педагог-психолог

3

Организации работы факультативов, объединений по интересам, секций, клубов

Сентябрь

2023

Коренда Е.В., Кузьмич А.И., Некрасова О.В.

4

Работа школьного научного общества «ФАКТ»

В течение учебного года

Коренда Е.В.,

Бакун Л.С.

5

Проведение I этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Октябрь

2023

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

6

Участие в областном конкурсе  научно-исследовательских работ «Хрустальная Альфа»

Ноябрь

2023

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

7

 Участие в районной конференции младших школьников «Я – исследователь»

Декабрь 2023

Коренда Е.В., учителя начальных классов

 

8

Проведение школьного этапа олимпиад по учебным предметам среди учащихся   IV-VI классов, учащихся  II ступени

Февраль

2024

Коренда Е.В.,

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

9

Участие учащихся  в заочных,  дистанционных Интернет-олимпиадах по различным учебным предметам

В течение учебного года

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

10

 Подготовка и проведение школьной научно-исследовательской конференции

Март

2024

 

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

11

Участие в районном конкурсе  научно-исследовательских работ

Апрель

 2024

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

12

Участие в районных, межрегиональных, областных научно-практических конференциях (“Край Гарадзенскі” и др.)

В течение учебного года

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

13

Участие в международных и республиканских конкурсах

В течение учебного года

Бакун Л.С.,

учителя-предметники

14

Проведение Дня благодарения. Поощрение учащихся по итогам учебного года

Май

2024

Черняк А.К.,

Некрасова О.В.

Работа с педагогами

1

Заседания методических объединений учителей-предметников

В течение учебного года

Председатели УМО

2

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

-олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися

В течение учебного года

Учителя-предметники, классные руководители

3

Приобретение учебно-методической литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

В течение учебного года

Учителя-предметники, классные руководители,

4

Размещение на школьном сайте информации по работе с одаренными детьми    

В течение учебного года

Бакун Л.С.  Кардаш В.П.

5

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми:

- выступление учителей на семинарах, педагогических советах;

- участие в работе РМО

В течение учебного года

Учителя- предметники

 

6

 Заседание методического совета

 1. «О результатах участия школьников на II этапе республиканских  олимпиад по учебным предметам»

2. «Об итогах проведения школьной научно-исследовательской конфе-ренции, подготовке к районному конкурсу исследовательских работ»

Январь

2024

 

Март

2024

Бакун Л.С.

Работа с родителями

1

Проведение психолого-педагогической работы среди родителей:

-собеседования педагога-психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям;

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий в  учреждении образования

В течение учебного года

 Матылевич А.А., педагог-психолог, учителя- предметники

 

2

 Проведение родительских собраний по классам

В течение учебного года

Классные руководители, Матылевич А.А., педагог-психолог

3

Поощрение родителей одаренных, высокомотивированных учащихся  на  Дне благодарения

Май

2024

Черняк А.К.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Выявление одаренных и талантливых детей

  1. Анализ особых успехов и достижений ученика;
  2. Создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  3. Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  4. Преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
  5. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
  6. Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
  7. Включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
  8. Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
свернуть

Памятка для родителей: если ваш ребёнок одарён

Если у вас одаренный ребенок

(памятка для родителей)

Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:

•        мыслит оригинально и творчески;

•        хорошо понимает юмор;

•        у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;

•        имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);

•        часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.

  

Рекомендации для родителей

1.       Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальность.

2.       Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.

3.       Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.

4.       Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.

5.       Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.

6.       Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо развиты, как и он.

7.       Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть.

8.       Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его.

9.       Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.

10.    Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.

11.    Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.

12.    Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.

13.    Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.

  

Советы Дэвида Льюиса,

одного из признанных специалистов по одаренности

•        Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.

•     Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.

•        Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

•        Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.

•        Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.

•        Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения

•        Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.

•        Не унижайте своего ребёнка, не давайте ему почувствовать, что он чемто хуже вас.

•        Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

•        Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

•        Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

•        Внимательно относитесь к его потребностям.

•        Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

•        Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

•        Не дразните ребенка за ошибки.

•        Хвалите за любые успехи.

•        Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

•        Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.

•        Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.

Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.

•        Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

•        Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

•        Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

•        Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения.

Пусть он почувствует ответственность за свои решения.

•        Помогайте ребенку стать личностью.

•        Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.

•        Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

•        Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

•        Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

•        Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».

•        Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

•        Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.

  

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

  

Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями,  могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, следуйте этим ценным советам и рекомендациям.

Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

•        Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;

•        Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

•        Интеллектуальную        любознательность         и        готовность к исследовательскому риску;

Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству;

  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней;
  • Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
  • Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
  • Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;
  • Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
  • Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

  

Советы родителям:

  • Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  • Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  • Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей.
  • Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  • Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  • Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  • Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.

Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

  • Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  • Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
  • Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  • Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
  • Будьте честными! Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  • Адекватно оценивайте уровень развития ребенка!
  • Избегайте длинных объяснений или бесед!
  • Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке! Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
  • Уважайте в ребенке индивидуальность! Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
  • Развивайте в своих детях следующие качества: уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную любознательность         и        готовность к исследовательскому риску;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

 

свернуть

Портрет одаренного ребенка

«Портрет одаренного ребенка»

Положительные качества

Отрицательные качества

1.  Неуемное любопытство

2.  Хорошо развитая речь

3.  высокая концентрация внимания на интересующем деле

4.  упорство в достижении результатов

5.  богатая фантазия

6.  открытость

7.  принципиальность

 

1. неспособность стать на точку зрения другого

2. формальный подход к учебе

3. отставание в физическом развитии

4. отсутствие конформизма

5. стремление всегда быть правым в споре

 

Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем.

 А.М. Матюшкин

Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах. 

 

свернуть

Рекомендации для родителей одаренных детей

  1. Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
  2. Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
  3. Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия,направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
  4. Избегайте сравнивать детей друг с другом.
  5. Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогитеему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
  6. Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
  7. Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушкиигры и модели из любых имеющихся материалов.
  8. Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
  9. Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
  10. Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем
  11. Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
  12. Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
свернуть

Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

Начальные классы:

  • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
  • Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
  • Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень. Старшая ступень

  • Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
  • Разрешение и поощрение множества вопросов.
  • Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
  • Стимулирование ответственности и независимости.
  • Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
  • Формировать более разнообразный взгляд на мир.
  • Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
  • Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
  • Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
  • Научить прослеживать межпредметные связи.
  • Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
  • Оказывать поддержку в ситуации успеха.
  • Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
  • При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
  • Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
  • Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию     определенных способностей ребенка.

Рекомендации по развитию творческих способностей у детей

  • Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.
  • Усиливайте впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).
  • Поощряйте оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.
  • Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
  • Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.
  • Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
  • Культивируйте творческую атмосферу.  Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.
  • Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.
  • Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
  • Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
  • Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывайте об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.
  • Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь.
  • Привязывайте талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.
  • Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
  • Создавайте поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
  • Развивайте критическое отношение.
  • Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
  • Воздействуйте собственным примером.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  4. Ребенку предоставить:
  5. название темы.
  6. план изучения темы
  7. основные вопросы
  8. понятия и термины, которые он должен усвоить
  9. практические работы
  10. список необходимой литературы
  11. формы контроля
  12. задания для самопроверки
  13. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
  14. предмет
  15. дата и время консультаций
  16. главные рассматриваемые вопросы
  17. время работы с темой по программе
  18. фактическое затраченное время
  19. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  20. невыясненные вопросы
  21. причины отклонений от сроков.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Для учителей

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  • Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
  • Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
  • На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  • Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
  • Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
  • Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  • Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы; 
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний; 
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.
  • У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы. 

Помните, что негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:

  1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
  7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. 

Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

Одаренные дети и учебная деятельность.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:

  1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
  3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
  5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
  6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
  7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
  8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
  9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
  10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
  11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
  12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: