Аттестация педагогических кадров

 

Изучение профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ

 

 

Вторая

квалификационная

категория

Первая

квалификационная

категория

Высшая

квалификационная

категория

педагогу

рекомендуется

предоставить в аттестационную комиссию

1. Отчет о самообразовании на бумажном носителе.

1. Портфолио

1.Обобщение опыта собственной педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях.

2.Разработанные планы-конспекты уроков на бумажном и электронном носителях (два).

3.Самоанализ проведенных мероприятий (внеурочного по предмету и внеклассного, если учитель является классным руководителем) на бумажном носителе.

4.Результативность

участия в олимпиадах,

интеллектуальных

марафонах,

соревнованиях,

конкурсах на бумажном

носителе.

4. Результативность

участия в олимпиадах,

интеллектуальных

марафонах,

соревнованиях,

конкурсах на бумажном

носителе.

4.Результативность

участия в олимпиадах,

интеллектуальных

марафонах,

соревнованиях,

конкурсах на бумажном

носителе.

В соответствии с

программой

изучения

профессиональной

деятельности

УЧИТЕЛЯ членам

аттестационной

комиссии,

администрации,

руководителям

методических

объединений

рекомендуется

1.Анализ ведения должностной документации: тетрадей, классных журналов, поурочных планов (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (один).

2.Посещение

членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два)

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых уроков и их анализ (два).

3.Посещение членами аттестационной комиссии внеклассных мероприятий по предмету (поддерживающие, стимулирующие, факультативные занятия) и их анализ (одно).

4.Анализ работы по созданию и развитию образовательной среды предметного кабинета (осуществляет заместитель руководителя).

5.Анализ работы учителя как классного руководителя, анализ одного внеклассного мероприятия (если педагогический работник является классным руководителем).

6. Определение уровня самооценки педагога на основе самоанализа мероприятий, проведенных в рамках аттестации.

7.Диагностика уровня обученности учащихся и анализ динамики (осуществляет заместитель руководителя учреждения на основе контрольных работ, срезов, мониторинга и т. д.).

8.Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

9.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

 

 

Изучение профессиональной деятельности ПЕДАГОГА ОРГАНИЗАТОРА

 

Вторая

квалификационная

категория

Первая

квалификационная

категория

Высшая

квалификационная

категория

педагогу

рекомендуется

предоставить в

аттестационную

комиссию

1.Отчет о самообразовании на бумажном носителе.

1.Портфолио

1. Обобщение опыта

собственной

педагогической

деятельности на

бумажном и

электронном

носителях.

2.Содержательные планы мероприятий по работе с детскими и молодежными объединениями на бумажном и электронном носителях (два).

З.Самоанализ проведенных мероприятий на бумажном носителе.

В соответствии с

программой

изучения

профессиональной

деятельности

ПЕДАГОГА-

ОРГАНИЗАТОРА

членам

аттестационной

комиссии,

администрации,

руководителям

методических

объединений

рекомендуется

1.Анализ ведения должностной документации: планов и отчетов, иной профессиональной документации, выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых мероприятий по работе с детскими и молодежными объединениями и их анализ (одно).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых мероприятий по работе с детскими и молодежными объединениями и их анализ (два).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых мероприятий по работе с детскими и молодежными объединениями и их анализ (два).

3. Определение уровня самооценки педагога на основе самоанализа мероприятий, проведенных в рамках аттестации.

4.Диагностика уровня вовлеченности учащихся в работу детских и молодежных объединений и анализ динамики.

5.Анализ работы с родителями (законными представителями).

б.Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

7.Анализ методической, проектной, просветительской деятельности педагога (предоставляет руководитель методического объединения).

 

Изучение профессиональной деятельности ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО

 

Вторая

квалификационная

категория

Первая

квалификационная

категория

Высшая

квалификационная

категория

педагогу

рекомендуется

предоставить в

аттестационную

комиссию

1.Отчет о самообразовании на бумажном носителе.

1.Портфолио

1. Обобщение опыта

собственной

педагогической

деятельности на

бумажном и

электронном

носителях.

2.Разработанные содержательные планы мероприятий в сфере социального воспитания, социально-педагогической поддержки на бумажном и электронном носителях (два).

3.Самоанализ проведенных мероприятий на бумажном носителе.

В соответствии с

программой

изучения

профессиональной

деятельности

ПЕДАГОГА

СОЦИАЛЬНОГО

членам

аттестационной

комиссии,

администрации,

руководителям

методических

объединений

рекомендуется

1.Анализ ведения должностной документации: планов и отчетов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации, применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

2. Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (одно).

2. Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (два).

2. Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (два).

З.Анализ материалов диагностической деятельности педагога социального, (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

4.Анализ работы с родителями (законными представителями).

5. Определение уровня самооценки педагога на основе самоанализа мероприятий, проведенных в рамках аттестации.

6.Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

7.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

 

Изучение профессиональной деятельности ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

 

Вторая

квалификационная

категория

Первая

квалификационная

категория

Высшая

квалификационная

категория

педагогу

рекомендуется

предоставить в

аттестационную

комиссию

1.Отчет о самообразовании на бумажном носителе.

1.Портфолио

1. Обобщение опыта

собственной

педагогической

деятельности на

бумажном и

электронном

носителях.

2.Разработанный содержательный план мероприятия в сфере психологической поддержки на бумажном и электронном носителях (два).

3. Самоанализ проведенных мероприятий на бумажном носителе.

В соответствии с

программой

изучения

профессиональной

деятельности

ПЕДАГОГА-

ПСИХОЛОГА

членам

аттестационной

комиссии,

администрации,

руководителям

методических

объединений

рекомендуется

1.Анализ ведения должностной документации: планов и отчетов, индивидуально-профилактических дел, банков данных, отчетных документов по проведению консультаций и иной профессиональной документации, применения нормативных правовых актов в профессиональной деятельности (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (одно).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (два).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (два).

З.Анализ проводимой психологической профилактики среди учащихся (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

4.Анализ проводимой психологической профилактики среди родителей или законных представителей учащихся (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

5.Количественно-качественный анализ обращений со стороны учащихся, родителей, законных представителей учащихся

З.Определение уровня самооценки педагога на основе самоанализа мероприятий, проведенных в рамках аттестации.

4.Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения)

б.Анализ методической деятельности и ее востребованность педагогическим сообществом (предоставляет руководитель методического объединения).

 

Изучение профессиональной деятельности ВОСПИТАТЕЛЯ

 

Вторая

квалификационная

категория

Первая

квалификационная

категория

Высшая

квалификационная

категория

педагогу

рекомендуется

предоставить в

аттестационную

комиссию

1.Отчет о самообразовании на бумажном носителе.

1.Портфолио

1. Обобщение опыта

собственной

педагогической

деятельности на

бумажном и

электронном

носителях.

2.Разработанные содержательные планы мероприятий в сфере социального воспитания, социально-педагогической поддержки на бумажном и электронном носителях (два).

3.Самоанализ проведенных мероприятий на бумажном носителе.

В соответствии с

программой

изучения

профессиональной

деятельности

ВОСПИТАТЕЛЯ

членам

аттестационной

комиссии,

администрации,

руководителям

методических

объединений

рекомендуется

1.Анализ ведения должностной документации: планов и отчетов, отчетных документов по проведению мероприятий и иной профессиональной документации (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

2.Посещение членами атте стационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (одно).

2.Посещение членами аттестационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (два).

2.Посещение членами атте стационной комиссии открытых воспитательных мероприятий и их анализ (два).

3Анализ работы с родителями (законными представителями)

3.Анализ организации труда с применением современных информационных технологий (осуществляет заместитель руководителя учреждения).

6. Определение уровня самооценки педагога на основе самоанализа мероприятий, проведенных в рамках аттестации.

7.Анализ методической деятельности (предоставляет руководитель методического объединения).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке самоанализа педагогической деятельности

 

Самоанализ педагогической деятельности в период аттестации представляет собой:

 изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности;

  • установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений;
  • определение путей дальнейшего совершен­ствования профессиональной деятельности.

Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации.

Самоанализ даёт полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, со­держит выводы о причинах успехов и проблемных моментах, намечает перспективы.

Самоанализ — это не статистический отчёт. Предмет самоанализа — это аналитические пока­затели, содержательно характеризующие деятель­ность педагога. Содержание самоанализа — это не представление имеющихся данных за определённый период, а отражение аналитической деятельности, требующей глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

 

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя государственного учреждения образования «………….»

 (Ф. И. О. педагога)

Образование — ... (что окончил и когда). Квалификация — ... .

Квалификационная категория — ... (дата присвоения).

Педагогический стаж — ... .

Продолжительность работы

в данном учреждении в данной должности — ... .

Повышение квалификации — . . (последние курсы).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

  1. Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
  2. Профессионально-педагогическая результативность:

личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических фестивалях, профессиональных конкурсах, конференциях, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и др.;

достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах и др.).

  1. Личностно-педагогическая подготовка:

прохождение курсов повышения квалификации и их влияние на личностно-профессиональное развитие;

участие в межкурсовой работе (в работе методического объединения, общегимназических мероприятиях);

реализация темы самообразования;

изучение опыта работы коллег по актуальным проблемам для педагога;

работа с предметной, научно-методической литературой, значимость взаимодействия с коллегами и. т.д.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность:

осуществление образовательного процесса

  • Ведение гимназической документации: классный журнал, дневники и тетради учащихся, календарно-тематическое планирование учебных и факультатив­ах занятий, планы-конспекты учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий (своевременность, аккуратность, частота проверки, система работы с документацией).

Знание теоретических и практических основ учебного предмета (типы учебных занятий; этапы, цели и задачи учебных занятий; формы организации учебной деятельности учащихся на учебном занятии; методы, технологии проведения учебного занятия; приёмы активизации познавательной деятельности учащихся; создание позитивного микроклимата на учебном занятии и т. д.).

  • Качество и эффективность проводимых учебных и факультативных занятий, используемые технологии, методики, методы, приёмы, средства, положительное проявление авторства. Формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение современных образовательных технологий: владение информационными технологиями.
  • Обеспечение роста качества образования учащихся (Какие значимые меры были предприняты по улучшению результатов учебной деятельности учащихся?).

Система работы с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Результативность участия в олимпиадном движении, интеллектуальных тур­нирах и конкурсах, конкурсах научно-исследовательских и творческих работ учащихся.

  • Участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы).
  • Участие в гимназических учебно-методических мероприятиях:

посещение и участие в методических мероприятиях гимназии (педсоветах, семинарах, конференциях, инструктивно-методических совещаниях, заседаниях методического объединения, методических выставках, конкурсах образовательных проектов, предметных неделях);

  • Совершенствование работы учебного кабинета:

методическое оснащение кабинета (оформление папок; изготовление дидактического раздаточного материала разноуровневых карточек, тестов, наглядных пособий; список приобретённой методической литературы за текущий учебный год; соблюдение санитарно-гигиенических норм; перспектива оснащения кабинета, недостатки и пути их решения);

Основные направления работы в качестве классного руководителя:

  • внеклассные мероприятия (тематические классные и информационные часы, праздники, экскурсии, посещение музеев, театров и т. д.);

участие класса в гимназических и иных мероприятиях;

  • работа с родителями (количество посещённых семей за текущий учебный год; проведение родительских собраний, консультаций для ро­дителей по вопросам обучения и воспитания учащихся; привлечение родителей к внеклассной работе);
  • организация 6-го школьного дня (наиболее значимые мероприятия).
  1. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
  2. Определение перспектив дальнейшего самообразования (цели, задачи, направление и содержание деятельности).

 

САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Характеристика класса: уровень обученности.
  2. Тема учебного занятия и его место в системе учебных занятий.
  3. Тип учебного занятия и его задачи.
  4. Выбранные методы обучения. Какие приёмы использованы при реализации выбранных методов обучения?
  5. Какие методические приёмы применялись для активизации познавательной деятельности учащихся?
  6. Почему определено такое содержание материала?
  7. Достигнут ли реальный результат? Почему?

Квалификационные требования к профессиональной деятельности претендента на вторую квалификационную категорию

  • Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов.
  • Знание теоретических и практических основ предмета.
  • Достаточный уровень обученности, воспитанности учащихся.
  • Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника.
  • Владение способами индивидуализации обучения, т.е. учёт индивидуальных особенностей развития учащихся.
  • Умение активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • Участие в школьных, районных семинарах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях.
  • Участие в подготовке и проведении педагогических, методических советов, методических объединениях.
  • Достаточная степень сформированности у педагогов умений: анализировать собственную деятельность, осуществлять её корректировку.
  • Способность усваивать, внедрять новые педагогические приёмы в преподавании своего предмета.
  • Наличие педагогического такта, готовность к сотрудничеству с коллегами.
  • Предоставление своих работ на школьном, районном уровне.

 

Квалификационные требования к профессиональной деятельности претендента на первую квалификационную категорию

  • Наличие глубоких разносторонних знаний по предмету и смежным дисциплинам.
  • Высокая степень сформированности у педагогов умений: анализировать собственную профессиональную деятельность, осуществлять её корректировку.
  • Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов. Знание современных психолого-педагогических концепций обучения и воспитания.
  • Высокая способность усваивать, внедрять, моделировать новые приёмы в преподавании своего предмета.
  • Создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.
  • Высокий уровень обученности, воспитанности учащихся.
  • Умение обобщать свой опыт на высоком уровне, передавать этот опыт другим.
  • Участие в олимпиадном движении. Призовые места в школе, районе, области.
  • Участие в районных, областных, республиканских семинарах, конкурсах, выставках, конференциях.
  • Руководство школьными методическими объединениями, творческими и проблемными группами.
  • Представление своих работ на районном уровне.

 

В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:

  • имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
  • владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
  • владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
  • создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.);
  • владеет современными педагогическими технологиями;
  • проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;
  • создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;
  • использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.

(в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)

 

18. Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

наличие стажа работы (кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей–пятой и седьмой пункта 19, пунктами 20 и 201 данной Инструкции) в соответствии с частями первой, второй и шестой пункта 19 данной Инструкции;

освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, кроме случаев, которые предусмотрены частями третьей–шестой пункта 19 данной Инструкции, в сроки, предусмотренные законодательством.

19. Претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее, если не установлено иное, – стаж работы), два года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

Лица, которые получили диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

В стаж работы, который определен в частях первой, второй и четвертой–шестой настоящего пункта, не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

20. При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы в качестве педагогических работников, который определен частью первой пункта 19 данной Инструкции, на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее, следующие педагогические работники:

воспитатели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, культорганизатора, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;

музыкальные руководители, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора, культорганизатора, концертмейстера или педагога дополнительного образования;

учителя, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должности преподавателя, учителя-дефектолога, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования;

педагоги социальные, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, культорганизатора, методиста, педагога-психолога, педагога-организатора или педагога дополнительного образования;

педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя дошкольного образования, воспитателя, культорганизатора, методиста, педагога-психолога или социального педагога;

педагоги-психологи, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, методиста, воспитателя дошкольного образования или воспитателя;

педагоги дополнительного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория по должностям учителя, преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения учреждения образования, культорганизатора, методиста, инструктора по физической культуре, концертмейстера, аккомпаниатора или педагога-организатора.

При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой данного пункта, педагогические работники, претендующие на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.

20.1. В исключительном случае педагогический работник по ходатайству руководителя организации системы образования или ИП или аттестационной комиссии без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы в должности, по которой он проходит аттестацию, может быть допущен к аттестации на присвоение первой, высшей квалификационной категории с согласия начальника управления образования областного исполнительного комитета (председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета).

 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: