Модель организации допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования включает
- целевой (цель и задачи)
- нормативный (принципы)
- содержательный (содержание и этапы)
- организационный (формы, методы, технологии)
- оценочный (диагностика эффективности) блоки
Целевой блок
Цель допрофильной педагогической подготовки учащихся: подготовка учащихся II ступени общего среднего образования к осознанному выбору педагогического профиля профессиональной деятельности и адаптация к обучению в профильных классах педагогической направленности на III ступени общего среднего образования.
Задачи:
1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к педагогической деятельности и стимулирование их познавательной активности в процессе допрофильной педагогической подготовки.
2. Выявление и развитие у учащихся профессиональных склонностей и способностей, лежащих в основе педагогической деятельности.
3. Воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности как социально равноценным.
4. Развитие способности к управлению собственным процессом обучения и прогнозированию индивидуальной образовательной траектории дальнейшего обучения в соответствии с личными склонностями, потребностями и интересами в профессионально-педагогической сфере.
Нормативный блок
Принципы:
1. Принцип преемственности в реализации образовательных программ допрофильного и профильного обучения, обеспечивающий координированность и согласованность содержания педагогической подготовки учащихся на II и III ступенях общего среднего образования.
2. Принцип вариативности, предполагающий предоставление образовательным учреждениям различных моделей содержательного и технологического наполнения допрофильной педагогической подготовки в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.
3. Принцип включенности всех субъектов образовательного процесса в решение задач допрофильной педагогической подготовки (учащиеся, педагоги школ, преподаватели вуза, родители, классные руководители).
4. Принцип сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений, осуществляющих допрофильную педагогическую подготовку (с привлечением посреднической функции вуза).
Содержательный блок
Содержание и этапы:
I этап (образовательный процесс в V- VII классах)
Деятельность направлена на развитие у учащихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального педагогического опыта
В рамках первого этапа организуются факультативные занятия «Учись учиться» (V класс), «Познай себя» (VI класс), объединение дополнительного образования «Семейная педагогика» (VII класс), а также активное участие во внеклассных мероприятиях профориентационной и общекоммуникационной направленности. На данном этапе возможно прохождение первых профессиональных проб (волонтерский педагогический отряд, шефская работа с младшими школьниками, самоуправление)
II этап (образовательный процесс в VIII-IX классах)
Деятельность направлена на более углубленное формирование знаний о сущности педагогической профессии и возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, а также на развитие способностей, детерминирующих успешность дальнейшего обучения в профильных педагогических классах. Учащиеся получают более богатый опыт педагогической и исследовательской педагогической деятельности на данном этапе, который становится составной частью их портфолио, и продолжают освоение программ объединений дополнительного образования: «Педагогические роли учителя» (VIII класс), «Искусство практического человековедения» (IX класс). Поскольку на данном этапе формируется умение соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к педагогическим специальностям, в системе допрофильной подготовки будет работать педагог-психолог, который посредством анкетирования, индивидуального собеседования, тренингов и других мероприятий максимально эффективно решит поставленную задачу. Освоение первичного педагогического опыта будет происходить посредством вовлечения учащихся в социально значимую деятельность, поощрение их личностных достижений. Привлечение к реализации этого направления учащихся педагогических классов под руководством социального педагога, педагога-организатора позволит подросткам ощутить свою востребованность и значимость, будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, так важных будущему педагогу
Организационный блок модели допрофильной педагогической подготовки учащихся включает различные формы, методы, технологии работы с учащимися, с педагогами, с родителями. Среди них информационно-справочные, просветительские методы, диагностические методы, игровые методы, методы активного обучения, интерактивные методы, дискуссии, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии. Основной акцент делается на педагогических пробах и методах контекстного обучения.
Оценочный блок модели строится на основе диагностик обучения, воспитания и развития учащихся и обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность деятельности.
Мы в соцсетях & RSS